Вопросы и ответы  по Закону «Об общественном контроле»  » Өскемен қаласы әкімдігінің «Л.Гумилев атындағы №38 гимназия» отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования Восточно-Казахстанской области
Өскемен қаласы әкімдігінің
"Гимназия №38 имени Льва Гумилева"
отдела образования по городу Усть-Каменогорску
управления образования Восточно-Казахстанской области
Қабылдау бөлімі:
+7 (7232)25-07-90
Есеп бөлімі:
+7 (7232)25-07-13
Нашар
көрушілер нұсқасы
29
Мамыр
2024

Вопросы и ответы  по Закону «Об общественном контроле» 


Бсо такое общественный контроль?

Общественный контроль – это деятельность гражданина или некоммерческого организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью министерств, акиматов и маслихатов, объектов образованияздравоохранения, культуры, спорта, субъектов квазигоссектора и организаций, которые являются исполнителями государственных функций.

Вместе с тем, общественный контроль — это деятельность субъектов общественного контроля (граждан, НКО), направленная на анализ и оценку деятельности объектов общественного контроля на соответствие общественным интересам, а не интересам и запросам, касающиеся личных интересов граждан и общества.

Жсе формы общественного контроля должны проводится по вопросам деятельности объектов общественного контроля, затрагивающие права и законности интересы неограниченных круга лиц. 


Как проводится общественный контроль?

Общественный контроль может проводиться в различных формах в виде общественного обсуждения, общественного мониторинга, общественной экспертизы, а также в других формах, установленных законодательством. 

Важно учитывать, что общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

Следует отметить, что общественный контроль не является проверкой или проверочным мероприятием


Где может осуществляться общественный контроль?

Согласно Закона «Об общественном контроле» объектам общественного контроля являются:

■ органы, учреждения исполнительной государственной власти и местного государственного управления к ним относятся министерства, местные исполнительные и представительные органы (акиматы и маслихаты) всех уровней. 

Важно учитывать, что к объектам общественного контроля не относятся Агентства, которые являются непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Республики Казахстан, а также государственные органы согласно перечня в пункте 2 статьи 3 Закона «Об общественном контроле». 

 ■ государственные учреждения, не являющиеся государственными органами к ним, относятся объекты образования и зровоохранения, дошкольные организации, объекты физкультурно-оздоровительных учреждений и культуры, т.е. те учреждения, которые осуществляют свою деятельность за счет бюджетных средств.

■ субъекты квазигосударственного сектора - госпредприятия, ТОО, АО, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами РК. 

В национальных управляющих холдингах общественный контроль осуществляется в той части, где выделены средства из государственного бюджета. 

■ автономные организации образования -   не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая Правительством РК, правовой статус и особый правовой режим деятельности которой определяются Законом «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд». 

К ним относятся Назарбаев интеллектуальные школы в регионах, а также Назарбаев Университет. 

■ организации, являющиеся исполнителями функций центральных и (или) местных исполнительных органов - некоммерческие организации, на которых возложено исполнение государственных функций за счет средств государственного бюджета.

Например, специальные социальные услуги, ТОО (центры технического осмотра автомобилей и др.).


Кто может проводить общественный контроль?

Основные субъектами общественного контроля законом определены:

■ Граждане РК - лица, не имеющие непогашенную или неснятую судимостьлица, не признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, не состоящие на учете в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья, по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществранее не привлекавшиеся к уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, экстремистских и террористических преступлений.

■ некоммерческие организации, зарегистрированные в Казахстане, за исключением религиозных объединений.

Важно учитывать, что некоммерческие организации с иностранным участием, а также некоммерческие организации, деятельность которых приостановлена либо запрещена в соответствии с законами Республики Казахстан не могут участовать в общественном контроле.

■ иные субъекты, которым предоставлено право или полномочия по осуществлению общественного контроля.

К ним относятся члены общественных советов, Национального превентивного механизма, Специальных мониторинговых групп и другие, которые определены другими Законами.


Бсо такое группа общественного контроля?

В соответствии с п.п. 1 и 3 статьи 6 Закона «Об общественном контроле» субъекты общественного контроля т.е. граждане или некоммерческие организации осуществляют общественный контроль индивидуально или путем участия в группах общественного контроля. 

Граждане по собственной инициативе могут объединяться в составе 5-ти человек в группу общественного контроля для осуществления общественного контроля по конкретному вопросу. 


Механизм формирования группы общественного контроля? 

В случае принятия решения о проведении общественного контроля по конкретному вопросу граждане (до 5-ти чел.) оформляют свое решение о формировании группы общественного контроля в виде протокола в произвольной форме. 

Количественный состав группы не должен превышать пять человек. 

При формировании группы общественного контроля обязательно должны учитываться требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 Закона. 


Механизм осуществления общественного контроля?

Граждане или некоммерческие организации прежде чем начать работу обязаны информировать объект общественного контроля об осуществлении общественного контроля, а в случае формирования группы общественного контроля направить протокол об утверждении состава группы общественного контроля с подтверждающими документами

По завершению общественного контроля готовят и направляют на рассмотрение объекта общественного контроля итоговый документ, включающий предложения о мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушениям, выявленным в ходе общественного контроля. 

Жсе необходимые расходы для осуществления общественного контроля несут сами субъекты общественного контроля.

Субъект общественного контроля после получения мотивированного ответа от объекта ОК, в случае несогласия может обратиться в вышестоящий орган либо в суд. 


Как осуществляется информирование объектов общественного контроля о проведении общественного контроля субъектами общественного контроля?

Субъекты общественного контроля обязаны информировать объект общественного контроля об осуществлении общественного контроля (пп.3 п.2 ст.7 Закона) и имеют права запрашивать информацию, необходимую для осуществления общественного контроля (пп.3 п.1 ст.7 Закона). 

■ В случае организации общественного обсуждения – за три рабочих дня до даты проведения размещают в СМИ сведения о дате, времени, месте и форме общественного обсуждения, а также информацию, относящую к предмету общественного обсуждения.

Информирование и запрос субъектами ОК осуществляется через Единую платформу приема и обработки всех обращений граждан Е-Өтініш.

Объекты общественного контроля обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства о доступе к информации.


Может ли группа общественного контроля войти в офисы для проведения контроля? 

Согласно Закона субъекты осуществляют общественный мониторинг путем сбора, обобщения и анализа информации, а также запрашивают необходимую информацию у объектов общественного контроля в порядке, предусмотренном законодательством РК о доступе к информации.

В случае необходимости могут осуществлять общественный мониторинг с посещением территорий и помещений объекта по согласованию с объектом ОК.

Право субъектов закреплено пп.2 п.1 ст.7 Закона, согласно которому субъект вправе посещать территории и помещения объекта общественного контроля по письменному согласованию с объектом общественного контроля.


Кто проверяет легитимность и соответствие субъектов требованиям Закона? 

Субъект общественного контроля непосредственно несет ответственность за достоверность предоставленной информаций о соответствии требованиям Закона. 

В случаях необходимости посещения территорий и помещений объекта при предоставлении уведомления о проведения общественного контроля субъект общественного контроля в обязательном порядке прилагает информацию о соответствии субъектов общественного контроля требованиям, установленных пунктом 2 ст.6 Закона. 


В каких случаях объекты могут отказать в посещении территорий для осуществления общественного контроля?

Объект общественного контроля вправе отказать в соответствии статьей 6 Закона в случае несоответствия подтверждающих документов и отсутствия обоснования. 

Вместе с тем, согласно пп.4 п.1 ст.8 Закона объекты общественного контроля имеют право отказать в посещении территории и помещений объекта общественного контроля в случаях, предусмотренных п. 5 ст.12 Закона, в случае проведения общественного мониторинга с посещением одного и того же объекта либо по одному и тому же вопросу в течение шести месяцев с момента проведения предыдущего общественного мониторинга.



За счет кого осуществляется общественный контроль?

Согласно Закону «Об общественном контроле» субъект общественного контроля непосредственно несет ответственность за проведение общественного контроля.

Материально-техническое и организационное обеспечение общественного контроля осуществляется за счет средств субъектов общественного контроля, а также иных источников, установленных законодательными актами Республики Казахстан.


Как проводится общественное обсуждение? 

          Общественное обсуждение проводится в целях организации публичного рассмотрения актов и решений объектов общественного контроля, затрагивающих права и законные интересы неограниченного круга лиц.

■ Ақпарат о теме, дате, времени, месте и форме общественного обсуждения и информация относящуюся к вопросу общественного обсуждения должен быть размещена в СМИ не позднее 3-х рабочих дней до даты проведения общественного обсуждения. 

■ Уведомление и приглашение объекта ОК должно быть направлено субъектам ОК не позднее 5 рабочих дней до даты проведения общественного обсуждения.

■ объекты общественного контроля могут принимать участие, а также оказывать содействие в организации по согласованию сторон. 

          

        Как проводится общественная экспертиза? 

          Предметом общественной экспертизы являются акты и решения объектов общественного контроля, принимаемые в ходе деятельности, затрагивающие права и законные интересы неограниченного круга лиц.

          ■ Граждане или Некоммерческие организации для проведения общественной экспертизы в праве привлекать привлекает экспертов или экспертные организации.

■ Экспертом может быть физическое лицо, имеющее высшее и (или) послевузовское образование в соответствующей сфере, не менее двух лет стажа работы в соответствующей сфере, обладающее научными и (или) практическими знаниями по предмету общественной экспертизы.

          ■ заключение общественной экспертизы, содержащее выводы экспертов, оформляется в виде итогового документа и направляется объектам общественного контроля для рассмотрения.


        Как проводится общественный мониторинг? 

Общественный мониторинг представляет собой наблюдение за ходом деятельности объектов общественного контроля, затрагивающей права и законные интересы неограниченного круга лиц.

Общественный мониторинг проводится путем сбора, обобщения и анализа информации, касающейся актов и решений объектов общественного контроля.

Общественный мониторинг с посещением территории и помещений объекта общественного контроля проводится по согласованию с объектом общественного контроля в случае необходимости.

       К обращению о согласовании на осуществление общественного мониторинга с посещением территории и помещений объекта общественного контроля прилагается:

- список субъектов общественного контроля; 

- информация о соответствии их требованиям, установленным пунктом 2 статьи 6 Закона;

- обоснование необходимости посещения объекта общественного контроля. 

Объекты общественного контроля в случае проведения общественного мониторинга с посещением одного и того же объекта либо по одному и тому же вопросу в течение шести месяцев с момента проведения предыдущего общественного мониторинга имеют право отказать в посещении территории и помещений объекта общественного контроля. 

      

Как оформляются итоги общественного контроля?

После завершения процесса общественного контроля разрабатывается итоговый документ, который может быть в виде письма, заключения, протокола и т.д., содержащее предложения о мерах по устранению причин и условий, способствующих нарушениям, выявленным в ходе общественного контроля.

         ■ К итоговому документу прилагаются: 

- информация о дате, времени и месте осуществления общественного контроля, задачах общественного контроля;

- список субъектов общественного контроля и информация о соответствии их требованиям Закона;

- информация о формах общественного контроля; 

- информация о фактах и обстоятельствах, установленных при осуществлении общественного контроля;

- иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

         ■ Субъект общественного контроля направляет итоговый документ объекту общественного контроля не позднее семи рабочих дней со дня завершения общественного контроля на казахском и (или) на других языках.

         ■ Итоговый документ является обязательным для рассмотрения объектами общественного контроля. 

         ■ Объекты общественного контроля не позднее десяти рабочих дней после получения итогового документа направляют субъекту общественного контроля, мотивированный ответ отдельно по каждой рекомендации.

         ■ Объекты общественного контроля обязаны принять меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения обстоятельств, указанных в итоговом документе, и предоставить возможность субъекту общественного контроля участвовать в рассмотрении его рекомендации в форме заслушивания, если это не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц.

         ■ Заслушивание может осуществляться путем приглашения субъекта общественного контроля, в том числе посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации. 

         ■ Субъект общественного контроля уведомляется заранее о заслушивании, но не позднее чем за три рабочих дня до принятия решения по рассмотрению итогового документа.

         В случае принятия положительного решения по итогам рассмотрения итогового документа процедура заслушивания не проводится. 

         ■ В случае отказа в рассмотрении итогового документа объектом общественного контроля субъект общественного контроля имеет право направить жалобу в соответствующие государственные органы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.